В КГУ состоялась VII Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы теории и практики обучения физико-математическим и техническим дисциплинам в современном образовательном пространстве»

Без рубрики

14-15 декабря 2023 г. на факультете физики, математики, информатики КГУ состоялась VII Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция «Актуальные проблемы теории и практики обучения физико-математическим и техническим дисциплинам в современном образовательном пространстве», приуроченная к Году педагога и наставника.

Научно-практическая конференция «Актуальные проблемы теории и практики обучения физико-математическим и техническим дисциплинам в современном образовательном пространстве», приуроченная к Году педагога и наставника, стала площадкой обсуждения широкого круга актуальных проблем теории и практики обучения математике, физике, информатике и информационным технологиям, техническим дисциплинам, организации учебно-познавательной деятельности обучающихся, проявляющих интерес к изучению физико-математических и технических дисциплин, а также по организации воспитательной деятельности на уроке и внеурочное время при обучении математике, физике, информатике.

В работе конференции приняли участие более 250 человек: ведущие ученые МПГУ и МГПУ, МФТИ, Полесского государственного университета и Витебского государственного технологического университета, Казахского национального педагогического университета имени Абая, преподаватели вузов, учреждений СПО, учителя школ г. Курска, Курской области и других регионов РФ (г. Москвы и Московской области, г. Орла, г. Белгорода и Белгородской области, г. Липецка и Липецкой области, г. Воронежа, г. Ярославля, г. Ульяновска, г. Казани, г. Перми и др.). Активное участие приняли студенты, аспиранты вузов, что является важным для развития их компетенций, а также установления связи поколений и преемственности.

На пленарном заседании был представлен курс «Искусственный интеллект» для магистров педагогического направления (Григорьев С.Г.., МГПУ), обозначена необходимость исследований искусственного интеллекта в образовательной деятельности и подготовке педагогов (Гриншкун В.В., МГПУ), применения генеративного искусственного интеллекта в образовании (Малеев А.В., МФТИ). Рассмотрены современные подходы к изучению школьной информатики в условиях цифровой трансформации общества (Босова Л.Л., МПГУ), вопросы математического воспитания школьников в методической подготовке учителя (Егупова М.В., МПГУ), вопросы организации проектной и исследовательской деятельности учащихся по математике на основе наставничества (Сергеева Т.Ф., Федеральный методический центр Академии Министерства просвещения, г. Москва). О запуске пилотного проекта базового высшего образования по педагогическому направлению «Физика и информатика» рассказал Лозовевенко С.В. директор Института физики, технологии и информационных систем МПГУ. С научным и педагогическим наследием курского ученого-физика Анциферова Л.И. познакомил Вервейко В.Н. (КГУ).

В рамках работы 5 секций обсуждались актуальные проблемы теории и практики обучения математике, физике, информатике и информационным технологиям, техническим дисциплинам в современном образовательном пространстве, воспитательной деятельности на уроке и внеурочное время при обучении математике, физике, информатике. В процессе работы секций (60 докладов на секциях) состоялись интересные «живые» дискуссии по поднятым докладчиками проблемам.

Участники конференции обменялись опытом использования современных цифровых инструментов на уроке математики в условиях реализации обновленного ФГОС общего образования, включения темы «Вероятность и статистика» в школьный курс математики, использования открытых задач при обучении математике.

На заседании секции «Актуальные проблемы теории и практики обучения физике в современном образовательном пространстве» были рассмотрены вопросы, посвященные методике преподавания физики в общеобразовательных организациях, учебных заведениях среднего профессионального и высшего образования, подготовке студентов технических специальностей, а также работе с одаренными детьми. По итогам работы секции было решено продолжать и совершенствовать совместную деятельность представителей учебных организаций общего, среднего профессионального, высшего и дополнительного образования по исследованию и реализации межпредметных связей, созданию виртуальных лабораторных работ в рамках проектной деятельности.

На секции «Актуальные проблемы теории и практики обучения информатике и информационным технологиям в современном образовательном пространстве» обсуждали вопросы контроля качества знаний обучающихся в ходе компьютерного единого государственного экзамена. Заведующая кафедрой компьютерных технологий и информатизации образования КГУ Гостева И.Н. проанализировала результаты КЭГЕ по информатике и ИКТ в Курской области в 2023 году, а преподаватель КИРО Шевердин И.В. ознакомил с результатами ОГЭ в Курской области в 2023 году, обозначив задания, которые вызывают наибольшие затруднения у обучающихся. В ходе обсуждения, выступающие учителя учебных заведений Курской области, представили свои предложения по организации работы с обучающимися, при изучении информатики и ИКТ, которые должны способствовать улучшению результатов КЕГЭ и ОГЭ, а также поделились своим опытом по подготовке учащихся к олимпиадам различного уровня. Часть докладов была посвящена проблемам организации проектной деятельности обучающихся. По итогам работы секции было предложено распространить представленный передовой опыт подготовки учащихся в области информатики и ИКТ с целью привлечения обучающихся к участию в различных конкурсах, олимпиадах и увеличения количества участников КЕГЭ по информатике и ИКТ.

На секции «Актуальные проблемы теории и практики обучения техническим дисциплинам в современном образовательном пространстве» были подняты вопросы преподавания различных дисциплин на инженерных специальностях, затронуты сферы автомобилестроения, деревообработки, схемотехники и интернета вещей. С интересными докладами выступили преподаватели и студенты техникумов и университетов. Обсуждались вопросы использования искусственного интеллекта в образовательном процессе. В заключении были подведены итоги проведенных массовых мероприятий и профессиональных чемпионатов, принято решение организовать междисциплинарную дизайн-сессии среди студентов в области IT.

Участники признали работу конференции насыщенной и плодотворной.

Конференция проводится в рамках деятельности  федеральной инновационной площадки «Методика персонализированного обновления и повышения уровня профессиональной компетентности педагогов в условиях цифровой трансформации ДПО