РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ «АВГУСТОВСКИХ»
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СОВЕЩАНИЙ В 2022 ГОДУ
В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Общие положения.
В 2022 году в сфере образования продолжается работа по реализации национальных проектов «Образование», «Демография», государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» по направлениям, обеспечивающим совершенствование образовательной инфраструктуры, повышение профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров системы образования и развитие содержания образования.
Главные задачи реализации национального проекта «Образование», определенные Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»:
- вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования;
- выравнивание стартовых возможностей детей дошкольного возраста за счет обеспечения и сохранения 100 процентов доступности качественного дошкольного образования, в том числе присмотра и ухода за детьми;
- увеличение доли выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, занятых по виду деятельности и полученным компетенциям;
- формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся;
- развитие системы кадрового обеспечения сферы образования, позволяющей каждому педагогу повышать уровень профессионального мастерства на протяжении всей профессиональной деятельности.
При проведении августовских совещаний рекомендуется привлекать представителей Общественного совета при Минпросвещения России и региональных органов исполнительной власти в сфере образования,
Общероссийской общественной организации «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей»,
Национального союза педагогов и др., органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, включая органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и муниципальные органы управления образованием, образовательных организаций, реализующих образовательные программы различных уровней, профсоюзов работников образования и науки субъектов Российской Федерации, институтов общественного участия в управлении
образованием, Всероссийского экспертного педагогического совета и др. - В рамках пленарного заседания традиционных «августовских» совещаний
в субъектах Российской Федерации в 2022 году необходимо рассмотреть следующие вопросы:
Особенности воспитательной работы с детьми (обучающимися)
и педагогическими работниками в образовательных организациях Российской Федерации.
Ключевые аспекты, цели, задачи и проблемные вопросы воспитания современного ребенка находятся в центре государственной политики в сфере образования, а также являются объектом внимания педагогической общественности, родительских сообществ, представителей сферы культуры, науки, различных социально-профессиональных групп.
Министерством просвещения Российской Федерации совместно
с Общероссийским Профсоюзом образования и рабочей группой по вопросам совершенствования государственной политики в сфере развития информационного общества Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству разработаны методические рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях, для использования в работе (письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 12 мая 2020 г. № ВБ-1011/08 «О методических рекомендациях»).
Данные методические рекомендации направлены органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, с целью оказания методической помощи в организации деятельности педагогических работников, осуществляющих классное руководство, с учетом приоритетов государственной политики в сфере образования, обновления концептуальных подходов к организации педагогической деятельности в области воспитания и социализации подрастающего поколения, а также в целях реализации и защиты академических прав и свобод педагогических работников, осуществляющих классное руководство, и устранения избыточной отчетности в их деятельности.
Методические рекомендации направлены на уточнение и конкретизацию нормативного правового поля реализации воспитательной деятельности, выработку единых подходов к пониманию целей и задач классного руководства, принципов и видов деятельности по осуществлению педагогическими работниками классного руководства, критериев оценки эффективности этой деятельности. При этом предусматриваются вариативные компоненты, обусловленные региональными социально-экономическими, экологическими, этнокультурными, демографическими и иными особенностями субъектов Российской Федерации, территориальным расположением общеобразовательной организации, спецификой контингента обучающихся и реализуемых образовательных программ. - В рамках данного вопроса необходимо:
— рассмотреть лучшие муниципальные практики;
— разработать (скорректировать) план мероприятий по организации воспитательной работы с детьми (обучающимися) и педагогическими работниками в образовательных организациях субъектов Российской Федерации с учетом новых геополитических условий.
Реализация проекта «Школа Минпросвещения России».
Концепция Проекта «Школа Минпросвещения России», утвержденная протоколом заседания коллегии Минпросвещения России от 8 апреля 2022 года № ПК-1вн (Приложение Prilozhieniie_1_kontsieptsiia_Shkoly_Minpros1), направлена на создание равных условий для реализации идеологии «единого образовательного пространства» для каждого ребенка, обеспечение конституционных прав каждого школьника, связанных с получением качественного и доступного общего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях независимо от социальных и экономических факторов (регион проживания, достаток семьи, особенности здоровья, укомплектованность образовательной организации и ее материальная обеспеченность и др.); позволяет синхронизировать все реализуемые в настоящее время активности в сфере модернизации школьных систем образования:
нормативно-правовое и методическое обеспечение, научные концепции и социологические исследования, экспертные решения, конкретные мероприятия и проекты, которые успешно себя зарекомендовали себя у детей, молодежи, родителей (ссылка на информационный ресурс https://smp.iuorao.ru/ (Приложение 2).
Разработанная концепция направлена на формирование потенциала дальнейшего развития и представляет собой перспективный план деятельности школьного коллектива, включающего педагогов, школьников, родителей, заинтересованной общественности.
В рамках проекта предполагается создание своего рода «настольной книги» руководителя образовательной организации, в которую войдут примеры, образцы, шаблоны документов и программ, регламентов и календарно-тематических планов, единого штатного расписания, кейсы лучших практик, мероприятий и событий. В данной книге и начинающий руководитель, и опытный, найдет для себя те необходимые инструменты для включения в свою практику, которые нужны ему для того, чтобы его школа стала еще интереснее, профессиональнее и успешнее, будь то
малокомплектная школа или большой образовательный комплекс.
В рамках обсуждения данного вопроса необходимо:
— проанализировать результаты самодиагностики школ на информационном ресурсе ФГБНУ «Института управления образованием РАО» (ссылка на форму для самодиагностики: https://smp.iuorao.ru/diagnostika);
— на основе дефицитов, выявленных по итогам проведенной самодиагностики, обсудить и разработать «дорожные карты» по повышению уровня соответствия модели «Школы Минпросвещения России» управленческими командами школ региона-участников (далее – «дорожные карты»);
— обсудить пути актуализации программы развития образовательных
организаций в контексте дальнейшей реализации Проекта (далее – программы развития);
— сформировать план реализации Проекта в регионе, выявить риски его эффективной реализации и способы минимизации рисков;
— организовать обсуждение системы критериев «Школы Минпросвещения России» по каждому из 8 основных направлений деятельности: знание,
воспитание, творчество, профориентация, кадры, школьный климат, инфраструктура, здоровьесбережение.
Внедрение федеральной государственной информационной системы «Моя школа».
Национальный проект «Образование» направлен на достижение национальной цели Российской Федерации, определенной Президентом Российской Федерации, по обеспечению возможности для самореализации и развития талантов. За счет мероприятий национального проекта «Образование» в каждом субъекте Российской Федерации обеспечивается развитие системы образования по ключевым направлениям, одним из которых является реализация проекта «Цифровая образовательная среда». Данное направление подразумевает не только оснащение школы современным оборудованием, но и внедрение федеральной государственной информационной системы Министерства просвещения Российской Федерации «Моя школа» (далее – ФГИС «Моя школа»).
Целью создания ФГИС «Моя школа» является обеспечение эффективной информационной поддержки органов и организаций в системе образования и граждан в рамках процессов организации получения образования и управления образовательным процессом, а также создание условий для цифровой трансформации системы образования и эффективного использования новых возможностей информационных технологий. Основные задачи создания федеральной государственной информационный системы «Моя школа»:
— предоставление равного доступа к качественному цифровому
образовательному контенту и цифровым образовательным сервисам на всей территории Российской Федерации для всех категорий обучающихся, в том числе одаренных детей, детей-инвалидов и детей, проживающих в труднодоступных и удаленных местностях; обеспечение возможности реализации образовательных программ начального, общего, основного общего и среднего общего образования с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения и применением единого портала, информационной системы Министерства
просвещения Российской Федерации и информационно-коммуникационной образовательный платформы;
— формирование показателей федерального статистического наблюдения на основе действий педагогических работников и граждан в части образовательного процесса;
— формирование набора сервисов для граждан с возможностью получить образовательные и иные связанные с образованием сервисы посредством единой точки доступа к цифровым образовательным ресурсам;
— создание условий для взаимодействия создаваемых и существующих
информационных систем Министерства просвещения Российской Федерации, региональных систем и использования единых классификаторов, реестров, справочников и форматов взаимодействия;
повышение уровня подготовки педагогического состава за счет практики наставничества и подключения студентов педагогических вузов к обучению у опытных преподавателей путем использования дистанционных образовательных технологий;
— создание возможностей более полного и эффективного вовлечения родителей (законных представителей) в процесс образования своих детей.
По результатам обсуждения данного вопроса органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, необходимо выработать комплекс мер по обеспечению условий для внедрения ФГИС «Моя школа» на территории субъектов Российской Федерации