18 декабря 2025 года в рамках деятельности федеральной инновационной площадки, действующей на базе КГУ, был проведен вебинар «Формирование УУД на учебных занятиях естественно-научного и гуманитарного циклов».
В связи с реализацией ФГОС общего образования при проведении уроков педагогам необходимо обеспечить достижение не только предметных, но и метапредметных, а также личностных целей. Что нужно изменить учителю в своей деятельности, чтобы на уроках эффективно развивать личность каждого обучающегося? С чего начать? Какие существуют практики успешного достижения метапредметных и личностных результатов?
Эти вопросы стали ключевыми 18 декабря 2025 года на площадке научно-методического центра сопровождения педагогических работников, действующего на базе КГУ, во время транслирования опыта работы курского лицея №6 имени М.А. Булатова. Встреча проходила в онлайн формате. Ее участники – учительский коллектив школы № 36 города Рязань, а также слушатели программы профессиональной переподготовки «Менеджмент в образовании» — педагоги и руководители образовательных организаций (ОО) Курска и Курской области, еще раз убедились в важности понимания идеологии ФГОС общего образования – программных документов, которые затрагивают мировоззрение педагогического и управленческого персонала. Запросы времени и документы ФГОС, отражающие эти запросы, ставят учителей и руководителей ОО в ситуацию профессионального поиска и профессионального роста.
«После знакомства с материалами обновленных ФГОС, — отметила Наталья Станиславовна Соболева, заместитель директора по учебно-воспитательной работе лицея, учитель истории и обществознания, — очень часто возникали реплики коллег: «Знакомые цели, зачем изобретать велосипед? Мы и так все это всегда развивали!». Да, все понятия, ценности и задачи знакомы, никто их для образования «чужеродными» в коллективе лицея не считает. Только условия изменились, время другое, поэтому акцент нами сделан на воспитание личности, компетентного деятеля, человека, открытого к новому опыту, готового учиться и развиваться всю свою жизнь. То есть мы учим ради воспитания личности,» — _подчеркнула Наталья Станиславовна.
В Стандартах указана и новая для многих стратегия достижения этой цели. Поэтому в выступлениях Ирины Владимировны Печенкиной, заместителя директора по учебно-воспитательной работе, учителя географии лицея, отмечена главная идея ФГОС — учить с использованием методов, организующих деятельность школьников, «запускающих» их активность и осознанность, в процессе которой будущий созидатель постоянно должен отвечать на следующие вопросы: «Что я буду делать? Зачем? Как я это буду делать? Из каких материалов или с помощью чего я это буду делать? Как я проверю правильность выполненной работы? Как я пойму, что работа выполнена хорошо? «Для нас, — подчеркнула Ирина Владимировна, — эта ситуация более всего на практике отражает суть деятельностного подхода, так как в ней ученик понимает мотивацию и цели своей деятельности, способ достижения цели, может сказать, как проверить и оценить работу. Другими словами можно сказать, что школьники овладевают практическими инструментами».
Интересная мысль прозвучала в выступлении Анастасии Николаевны Капустиной, учителя русского языка и литературы лицея: «Формирование универсальных учебных действий (УУД) — это тоже вопрос освоения инструментов, но только интеллектуальных. К сожалению, по отношению к этим инструментам мы допускаем большую ошибку, считая, что если ученик, решая предметные задачи, оперирует действиями анализа, сравнения, сопоставления или обобщения, то он понял и осмыслил, как они работают, что этого уже достаточно для развития УУД и что завтра школьник сможет самостоятельно в новой ситуации грамотно применить тот или иной интеллектуальный инструмент. Но ФГОС перед нами поставил задачу воспитания компетентного человека в широком смысле этого слова. Значит, мы должны передать детям осмысленный способ, то есть и в случае формирования логических действий нужно тоже организовывать учебную ситуацию, «запускать» деятельность, помогать ее осознавать. В связи с этим, при создании методической копилки по развитию УУД я стремлюсь разобраться и соотнести между собой три понятия: — способ — умение — универсальное учебное действие». Анастасия Николаевна представила свою авторскую методическую копилку формирования УУД на уроках русского языка и литературы.
Педагогической науке и школьной практике еще предстоит разработать пооперационный состав УУД для разных возрастов школьников. Однако педагогами курского лицея №6 имени М.А. Булатова разработаны фрагменты конкретного состава познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД.
Выступающие обратили внимание на тот факт, что, чем больше в уроках можно обнаружить заданий, направленных на формирование УУД, тем выше их качество. Еще один из ведущих критериев оценки современных уроков был отмечен — степень вовлеченности в работу с УУД самих школ